Вот и подошла к завершению моя почти трёхлетняя миссия на тольяттинском АвтоВАЗе. Волею судеб, а правильнее – волею свыше, я проработал здесь дольше всего из группы японских переводчиков от компании Транслинк. Столь длительных и плодотворных командировок в моей жизни наверное уже не будет.
За эти годы на моих глазах произошло обновление модельного ряда и ВАЗовских машин и автомобилей наших зарубежных партнёров: ВАЗ запустил в производство Ларгус и Калину 2, Nissan – новую Альмеру, а Renault готовит к выводу на рынок обновлённый Logan.
Много ли изменилось за эти годы? Думаю, что немало, хотя при этом не покидает чувство неудовлетворённости от происшедших изменений. Качество наших машин, к сожалению, так и не улучшилось, а цены неоправданно высоки. Проект Nissan Almera оказался провальным. А новый президент Бу Андерсон слишком уж резво начал закручивать гайки. В результате урезания бюджетов всех уровней наши японцы на пару недель остались без переводчиков в самом конце своего двухгодичного контракта, что окончательно смазало и так далеко не радужные впечатления как о заводе, так и о России в целом.
Стиль работы остался практически тем же, несмотря на все усилия по внедрению производственной системы альянса (APW, Alliance Production Way). И японцы и французы поняли, что крайне сложно перевести на новые рельсы столь крупное предприятие и провести его реорганизацию вместо строительства нового завода.
Остаётся ряд проблем, без решения которых АвтоВАЗ в его российской ипостаси, никогда не выберется из аутсайдеров рынка:
- Смехотворная зарплата рядовых рабочих (8-15 тыс.) и астрономические гонорары многочисленного автовазовского менеджмента, особенно после прихода сюда Московской ОПГ московских управителей. В результате мы имеем посредственное качество при огромных издержках, хотя гонорары менеджеров всё-равно не оказывают заметного влияния на экономические показатели завода в целом. Радует то, что золотая пора небожителей из голубой высотки уходит в прошлое и с приходом нового президента их гонорары существенно поскромнеют, а привилегии сократятся. Будем надяться, что и заработки простых работников когда-нибудь поднимутся до достойного уровня, а без денежной мотивации любые призывы к соблюдению стандартов качества превращаются в пустую демагогию.
- Завышенные цены на продукцию завода. Основной вклад в эти цены даёт неэффективная система производства и колоссальные издержки, ведь себестоимость самого по себе автомобиля невысока. Модели АвтоВАЗа японцы называют машинами прошлого века и с ними трудно не согласиться. В их оценках нет ни тени самодовольства или желания нас обидеть – они бесстрастно констатируют факт. Какой бы обновлённой ни была Приора внутри, убожество дизайна полностью перечёркивает все маркетинговые усилия по её сбыту по текущим ценам. Другие модели выглядят чуть посовременнее, но в целом дизайнерам над ними ещё трудиться и трудиться. Про нутро говорить не буду – мы потратили много времени на то, чтобы залатать те дыры, которые то и дело возникали в процессе эксплуатации моими подопечными казённых Приор. Не спасла даже комплектация Special Edition. С обычными машинами «для народа» дело обстоит ещё плачевнее.
- Отвратительно организованная система сбыта. Складывается впечатление, что в отношении продукции АвтоВАЗа действует какой-то дилерский или иной заговор. Десятки тысяч машин остаются нераспроданными, но при этом заказать и получить в обозримом будущем модель нужной комплектации или цвета порой оказывается очень непросто.
- Несогласованность стандартов качества. Все три года словно сказка про белого бычка длятся распри между представителями цеха окраски бамперов ППИ и сборочного конвейера, которые бракуют бампера из-за мельчайших пустяков, ссылаясь на то, что они им «не нравятся». Вы можете себе представить такое в Германии или Японии? Такое возможно только в России.
- Отсутствие кадровой политики на заводе в целом. В ходе сокращений, предпринятых Андерсоном, оставляют пенсионеров, а молодёжь увольняют. Те, кто регулярно из-за своей безалаберности гробит оборудование, могут легко уходить от наказания – процветает классическая российская безответственность. В погоне за дешевизной рабочей силы на предприятия АвтоВАЗа набирают даже уголовников, с которыми опасно работать не по их «понятиям», и случаи кровавых разборок на том же сборочном конвейере стали уже притчей во языцех.
Мне довелось работать со многими заводчанами, в основном работниками Производства Пластмассовых Изделий (ППИ), выпускающего бампера и панели приборов для всех моделей. Среди них много людей, которые душой болеют за дело и стараются сделать всё, что от них зависит. Откровенных саботажников я не видел, хотя те, кому всё было по барабану изредка попадались.
Как человеку, который работал на АвтоВАЗе, мне больно смотреть на то, как паяцы со всех телеканалов регулярно потешаются над продукцией завода. Понятно, что не бывает дыма без огня, но эти шутки далеко выходят за рамки приличия и кране обидны для тех, кто добросовестно выполняет свою работу, а таких большинство.
Завод я покидаю со смешанным чувством. С одной стороны, здесь я приобрёл знания, которых никогда не имел, как и любой переводчик, освоивший очередную предметную область на практике. Здесь я обрёл семью и укрепил своё финансовое положение. Тольятти понравился мне обилием солнечных дней, и тем, что это молодой город, где очень много детей.
С другой стороны, позитивные изменения, которые я наблюдал, например, в Казани в ходе двухлетних командировок туда в прошлом десятилетии, в Тольятти почти отсутствуют. По-прежнему как и 3 года назад здесь страшные убитые дороги, чудовищная система медицинского обеспечения, где походы по больницам превращаются в неминуемый стресс и разочарование (в основном это касается моей беременной жены, вынужденной терпеть постоянные унижения). Абсолютный произвол местной карманной судебной системы, которая безнаказанно может засудить ТСЖ большого дома по настоянию бандитской Управляющей Компании – вас просто растопчут в судах при всей юридической правоте ваших доводов и заставят через суд повторно платить в УК те же самые деньги, что вы перечисляли несколько лет в счёт ТСЖ. Ну и завод, на котором сейчас работать далеко не престижно, как когда-то в былые времена. Воистину, рыба гниёт с головы...
Мне очень хочется, чтобы России было чем гордиться, поскольку в ответ на прямой вопрос японцев об этом мне на ум ничего не приходит. И я сам порой задумываюсь, в чём же мы сейчас сильны? Разумеется, богатая история, нефть и газ не в счёт. Наверное, есть всё-таки у нас ещё порох в пороховницах, если мы выигрываем Олимпиады, возвращаем исконно российские земли, несмотря на злобное гавканье со всех сторон. Пожалуй, для того, чтобы чем-то гордиться, нужно, прежде всего, хорошо выполнять свою работу и беречь свои семьи. А вот бороться за лучшую власть нам, пожалуй, уже не по силам.